Характеристики современной философии

harakteristiki-sovremennoy-filosofii Философия

Характеристики современной философии таковы, что мы путаемся даже в подробных деталях её изучения. Но, мы попытаемся в этом разобраться.

В XVI веке произошел распад различных социальных порядков, изменение системы ценностей и образа мира. Реформация потрясла религиозный строй, войны и политические споры вспыхнули по всей Европе. Совершены новые научные и географические открытия. Распространение печати позволило более интенсивно обмениваться мыслями среди широкой аудитории. Капитализм и связанная с ним буржуазия развивались постепенно.

Характеристики современной философии: Знание и познание

Философия тоже была ареной бурных споров и перемен. Главная особенность современной философии — это довольно четкий разрыв с существующей традицией, взгляд в будущее и поиск новых путей развития.

И христианство, и античная философия постепенно перестали рассматриваться как образец и предел человеческой мысли. Начался поиск новых оснований для размышлений, не опосредованный традициями или авторитетом. Все более падающий авторитет церкви и возрастающее значение науки имели. Будь то размышления или опыт, философы пытались прийти к философскому знанию самостоятельно.

harakteristiki-sovremennoy-filosofii

Знание и познание

Декарта часто называют отцом современной философии. Его деятельность в значительной степени способствовала отказу от старых методов философствования, характерных как для средневековой философии, так и для платонизма эпохи Возрождения. Этот переход иногда называют сменой парадигмы философии — от онтологической парадигмы к менталистской.

В то время как онтологическая философия имеет дело с объектом и его существованием, менталистская философия ставит под сомнение возможность истинного познания. Такая философия показала, что прежде чем можно будет определить, что такое существо , необходимо сначала определить, возможно ли истинное познание и каковы его условия. Его главный вопрос — «что вы можете знать?», «Что вы можете знать?».

Следовательно, вместо онтологии эпистемология стала пользоваться преимуществом в менталистской парадигме. Разработана философия разума , изучающая мыслительные процессы и состояния сознания.

Методическое сомнение было не только отправной точкой, но и одним из основных методов проверки правдивости суждений. Декарт и другие философы после него сначала стремились разрешить фундаментальные гносеологические вопросы (какое знание является определенным знанием), и только затем выдвинуть онтологические тезисы. Эпистемологическая парадигма будет оставаться доминирующей до лингвистического поворота в 20-м веке .

Современный прорыв в философии начался с поиска нового метода не только для философских соображений , но и для достижения каких-либо определенных знаний. В эпоху Возрождения основной спор велся между сторонниками методологии Аристотеля (изложенной в трудах, подпадающих под « Органон» ), такими как Якопо Забарелла или Агостино Нифо , и ее критиками (такими как Питер Рамус ), ссылаясь на традиции римской риторики.

Фрэнсис Бэкон происходит из числа последних. Бэкон стремился разработать новый метод исследования, который расширил бы область человеческих знаний. В его проекте, вдохновленном изучением права и риторики, философия природы должна была стать дисциплиной, ориентированной на достижение практических результатов.

Бэкон также признал это в психологическом плане, что означало, что его методологический проект должен был в значительной степени заключаться в устранении психологических препятствий на пути к знанию (ошибок, то есть идолов разума ).

Результатом этих размышлений стал инновационный метод, основанный на эмпирических наблюдениях и индуктивных рассуждениях.

Другой поток критики Аристотеля, представленный, например, Галилеем, искал основы знания в математике. Предполагая математическую природу мира, он предполагал объяснение физических явлений в количественных (а не качественных) терминах.

Декарт был ключевой фигурой в эпистемологическом повороте. Он предположил , что это было возможно основывать все человеческое знание о каком — то бесспорном основании. Только так, по его мнению, можно опровергнуть доводы скептицизма относительно возможности получения определенных знаний . Эта позиция получила название фундаментализма. Он представил свои знаменитые рассуждения (первоначально на французском языке) в «Рассуждениях о методе» (1637 г.).

Исходя из фундаментального сомнения во всем, что иногда называют знанием, Декарт заключает, что только осознание сомнения является абсолютно достоверным. Сомнение — это акт мысли. Факт мышления согласно Декарту очевидны и даны просто и прямо. Это ясная и внятная идея, поэтому не требует дальнейшего обоснования.

Декарт заложил основы одной из двух фундаментальных эпистемологических позиций современной эпохи — рационализма.

Рационализм признавал примат разума и априорного рассуждения в получении знания . Помимо Декарта, его наиболее известными представителями были Спиноза и Лейбниц. Второе из этих течений, эмпиризм , связано с такими именами, как Локк, Юм и Беркли. Они указали, что источником знаний является опыт (например, сенсорные впечатления).

Спор между рационализмом и эмпиризмом имел место во многих областях (также в рамках других философских дисциплин). Утверждалось, в частности, есть ли идеи, заложенные в уме (нативизм ), или это чистый лист, записанный опытом , и каковы методологические основы науки (дедуктивные, основанные на разуме, как математика, или индуктивные, основанные на эмпирических данных, наблюдениях и экспериментах).

Характеристики современной философии и их реалии не оставляют места почти никакому размышлению.

Оцените статью
Vossa
Добавить комментарий

  1. Игорь

    Очень интересная статья,есть место к
    Размышлению

    Ответить