Учение о монадах Лейбница

uchenie-o-monadah-leybnitsa Образование

Учение о монадах Лейбница не всем знакома. Лейбниц полностью принял выработанную естествознанием и передовой философией картину мира как огромного автоматически действующего механизма, но представил ее продуктом деятельности бесконечного количества замкнутых в себе центров жизненных сил — монад. Учение о монадах как последних элементах вещей явилось своеобразным идеалистическим преобразованием атомистической гипотезы.

Учение о монадах Лейбница

Материалы к понятию о монаде давала не внешняя природа, а рефлексия, которой обязана своим происхождением идея простоты и неделимости нашего Я, его тождества при изменчивости состояний. Это интроспективно данное единство самосознания, которое, как известно, в истории человеческого рода формируется на высоком уровне социального развития, Лейбниц и принимает за первооснову бытия.

Монада построена по образу рефлектирующей души.

Поэтому, по выражению Лейбница, по всей материи рассеяны души. Природу невозможно объяснить одними только законами геометризованной механики. Нераздельность материи и внутренне присущего ей движения, которая ускользала при механическом подходе, дала Лейбницу повод трактовать это движение как действие факторов нематериального порядка.

uchenie-o-monadah-leybnitsa

Внутренние силы природы изображались Лейбницем по типу психических. Вся характеристика бытия монады была не чем иным, как переносом на исходные единицы мира двух неотъемлемых аспектов психической деятельности: стремления и представления в предельно широком толковании этих терминов.

Монаде, по Лейбницу, прежде всего свойственно стремление, самоопределение к действию.

Но стремление немыслимо без представления о его цели. В непрерывном развитии стремлений и представлений и состоит истинная жизнь монады. Тем самым она мыслилась по образцу известных из опыта особенностей психической жизни человека.

Учение философских мыслей

К постулату психической причинности Лейбниц неизбежно должен был прийти, придерживаясь взгляда на монаду как «сжатую вселенную», принципиально непроницаемую для внешних влияний. Монада все свои состояния развивает из собственных недр. Но по каким законам?

Ведь ни одно явление, как непоколебимо был убежден Лейбниц, не может оказаться истинным или действительным, без достаточного основания. Оставалось наделить психическое собственной причинностью. Но тем самым схема Лейбница противопоставила себя учению о том, что внешние воздействия изначально детерминируют психическое, придают ему определенное направление.

Заслуживает внимания позитивное воздействие Лейбница на изучение физиологии нервной системы.

Учение о бессознательных восприятиях предполагало, что определенная категория психических элементов может существовать независимо от сознания, т. е. объективно.

Вскоре опытное исследование нервно-мышечных регуляций показало, что между сознательно-волевыми актами и механической работой тела лежит область явлений, с одной стороны, представляющих нечто большее, чем чисто телесные, с другой — ускользающих от рефлексии. В галлеровской физиологической школе складывается понятие о доступных опытному, объективному изучению «темных восприятиях», подготовленное Лейбницем.

Итак, система Лейбница внесла много нового в психологию.

Она поставила на передний план представление об активной природе и непрерывном развитии психического, подчеркнула его динамическую сущность, отметила сложное соотношение между бессознательным и сознательным, важную роль синтетических моментов (в отличие от господствовавшей в ту эпоху аналитической установки), остро поставила проблему собственно психологических закономерностей, не являющихся простым воспроизведением или аналогом механических. В учении о монаде как живом зеркале вселенной содержалась важная мысль о включенности психического во всеобщую связь явлений бытия.

Заключение

Если диалектический образ мыслей позволил Лейбницу обогатить психологию важными понятиями и догадками, то его последователи отбрасывают диалектику и главное значение придают рассмотрению души как самоорганизующегося целого, наделенного собственными свойствами и способностями.

Оцените статью
Vossa
Добавить комментарий